Рассказывает гид Алексей Криворучко

О непростом восхождении на пик Ленина

Алексей Криворучко профессиональный гид и опытный спортсмен поделился своими впечатлениями о непростом восхождении на пик Ленина в 2024 году. Ниже текст написан Алексеем.

Базовый лагерь

Базовый лагерь Горы Азии на 3600

25.07.2024, группа в составе:

• 1. Киселёва Вероника,
  • 2. Joanna Granica,
  • 3. Анна Бордунова,
  • 4. Гид: Алексей Криворучко
  • совершила восхождение на пик Ленина (7134).

"Самый лёгкий семитысячник", как очень часто называют эту вершину, в этом году показал, что это, выражение неуместно в принципе. Не бывает на мой взгляд лёгких вершин выше семи тысяч. Один из самых доступных, тут я согласен. Очень удобно добираться в базовый лагерь на высоте 3600 метров над уровнем моря наземным транспортом. Далее, до высоты 4400 м. н.у.м., где расположен первый высотный лагерь, можно подняться на лошадях.

Последние годы, набирает популярность пик Юхина (5130 м). Путь к вершине проходит через первый высотный лагерь (Л-1 4200 м). В разгар сезона (июль, август) на вершину можно подняться в трекинговых ботинках.

На пике Юхина 5130 м

Изначально у меня было персональное восхождение на пик Ленина, но первые несколько дней, по приезду в Ачик-Таш, мы ходили с Арманом и Диной, друзьями Ани, с которыми приехали из Алматы. Когда завершилась наша совместная программа, мы с Аней пошли для акклиматизации в верхние лагеря.

Про сложности восхожения в этом сезоне

Снега в этом году было много. Трещины по пути из Л-1(3600) в Л-2(5300), в основном были прикрыты снежными мостами, но главной особенностью этого сезона была суровая погода выше 6100. 9 июля 2024 года инструктора Центра горной подготовки, майор Курманов Б., майор Шокеев Е., под руководством инструктора Альплагеря Туюк-Су - Турсунали Аубакирова, совершили восхождение на пик Ленина (7134).

Гора в этом сезоне была "распечатана", как принято говорить у альпинистов, но это сделали подготовленные, спортивные ребята в сложных погодных условиях.

И лишь только 21 июля, группа Саши Софрыгина сумела протропить путь к вершине. К этому времени у нас с Аней было два штурмовых выхода на 6100, три ночи, не считая акклиматизационной ночёвки, три надежды, три попытки прорваться сквозь непогоду на вершину. Здравый смысл оказался сильнее амбиций и мы разворачивались каждый раз, чтоб вновь попробовать совершить восхождение.

"Слава или табличка!" - сказал я Ане при нашей очередной попытке штурма, взвешивая шансы пройти в одиночку, без тропы, в условиях сбивающего с ног ветра и плохой видимости... Мне казалось, я вижу слёзы Ани, сквозь тёмное стекло ветрозащитных очков.

"Группы по несколько мужиков не могут сходить, разворачиваются и вы правильно сделали, что вовремя приняли решение о спуске." - говорил нам Владимир Иванович Сувига, которого мы встретили уже на 4400. Так то оно так, но осадок остался, хотя у меня впервые был подобный опыт нескольких попыток восхождения. Как правило достаточно одной неудачной попытки и народ уезжает домой. Аня оказалась "крепким орешком", несмотря на то, что с виду очень хрупкая девушка.

Вечером 20 июля, мы спустились с 6100 в базовый лагерь. На следующий день Саша Софрыгин сводил свою группу на вершину.

Вершина. Быть или не быть в этом сезоне

"Не было бы счастья, да несчастье помогло!"- гласит народная мудрость. Алексей, кроме вас некому сводить девушек на вершину."- сказала мне менеджер компании Горы Азии, Катерина, утром 22 июля. У гида, который водил Веронику и Джоанну, начались серьезные проблемы со здоровьем и его срочно нужно было спускать в Ош, а девушки планировали совершить вторую попытку восхождения.

Мне было сложно сказать "да", ведь усталость никто не отменял. Надо было прежде всего договориться с самим собой.

"А если бы сейчас надо было идти на аварийно-спасательные работы? Ты бы отказался?"- мысленно спросил я себя.

После обеда мы поднимались с Аней в Л-1. Она решила присоединиться к группе. Уникальный для меня опыт. Вероника и Джоанна ушли ещё утром, после того как я согласился сводить их на вершину.

Первый лагерь на 4200

Базовый лагерь на 4200

Как оказалось, за нашим продвижением наблюдали, не только коллеги из компании Горы Азии. Был даже один шутник, который вёл на акклиматизацию параллельно с нами группу и всё шутил, мол надо правильного гида выбирать, намекая на то, что мы не сходим на вершину. Но надо отдать ему должное, де-факто, он был "моим помощником", всячески заботясь о Веронике и Джоанне, помог например найти тёплые вещи и горелку, когда выяснилось, что заброску заболевшего гида спустили вниз с третьего лагеря. Кстати, кто дал такую команду, так и осталось загадкой? Так что я благодарен "нашему второму гиду" за помощь и поддержку!

"Ты на него не обижайся! Он на самом деле хороший человек, просто у него такая манера общения!"- говорила мне Аня.

Штурм

25 июля, погода была не подарок, но на штурм вышло несколько групп. Перед подъёмом на 6400, мы обогнали большую группу иранцев. Ветер дул, как из аэродинамической трубы, но мы все были хорошо одеты и главное имели хорошую мотивацию идти дальше.

Я убежден, что после 6100, физические данные отходят на второй план и тут вступают в силу морально-волевые качества. Едва на горизонте появилась алая полоска зари, мы прошли высоту 6400. Мысленно, для меня это первый "ключ" маршрута. Осталось пройти второй "ключ", так называемый "Нож", крутой участок, где обычно провешивают перила, т.е. закрепляют верёвку.

Мы откопали старые верёвки и свою повесили. Сейчас там всё хорошо!

сказал Саша Софрыгин, когда мы встретили его на тропе между Л-1 и базовым.

Мы благополучно прошли "Нож", второй ключ маршрута. Осталось дойти до вершины, а это уже условно третий ключ. Огромные поля плато парашютистов, а затем "бесконечный" гребень, когда кажется уже поднялся на вершину, а это не так. Но вот на горизонте показались флажки и покосившийся крест вершины с маленьким бюстом В.И. Ленина.

С Анной на вершине 7134

Цель стольких усилий. Эмоции будут внизу. Мы быстро фотографируемся и спешим уходить вниз, т. к. погода только ухудшается и желательно пройти плато парашютистов пока его не затянуло туманом.

Я поторапливаю девушек и мы забываем сделать общее фото с вершины, но это уже не принципиально.

Мы спустились

Когда на следующий день мы спустились в Л-1, нас дружно встретили и угостили арбузом. В моменте казалось, что нет ничего вкуснее на свете. Пить - вот о чём мечтаешь на спуске, когда идёшь по леднику. Талая вода не уталяет жажду и в чистом виде её не надо пить.

Потом был сытный и вкусный обед приготовленный поваром Горы Азии - Марией. Она действительно повар от Бога! А на десерт нас угостили праздничным тортом!

Мария повар в Л1 на 4200

Мы вас ждали и все очень переживали!

сказал Сергей, начальник первого лагеря.

В этот же день мы спустились в базовый лагерь, где нас тоже ждал вкусный ужин и праздничный торт. Девушкам торжественно вручили сертификаты, подтверждающие успешное восхождение на пик Ленина (7134).

Хочу сказать огромное спасибо персоналу компании Горы Азии, за их труд, благодаря которому наше восхождение стало возможным! Спасибо всем, кто переживал, поддерживал и помогал нам на протяжении всей программы восхождения. Спасибо нашим родным и близким за их терпение в ожидании вестей с горы.

"Самый лёгкий семитысячник " - каждый год "собирает страшную дань"

Р.S. К моменту, когда мы спустились в базовый лагерь, на горе погибло четыре человека. Один из них "остался" на "Ноже" и мы видели его тело прикрытое чехлом от рюкзака уже на спуске. 18 июля, мы с Аней чудом избежали ледового обвала в котором погиб Российский поэт, композитор и альпинист, а в прошлом - главный организатор Саткинского фестиваля бардовской песни Евгений Банников.

"Самый лёгкий семитысячник " - каждый год "собирает страшную дань". На его склонах остались такие сильные ребята, ставшие легендами ещё при жизни, как Вячеслав Шейко в народе Слава Тополь, Семен Дворниченко и многие другие...

Автор текста: Алексей Криворучко

Так же можно почитать интервью с Алексеем

Евгения Рейс
    Автор

Автор заметок о путешествиях по Киргизии, полностью или частично выстроенных на её личном опыте. Менеджер компании Горы Азии с 2013 года

Поиск по блогу

Аренда снаряжения

Мы имеем возможность предоставить в аренду туристское и альпинистское снаряжение, чтобы сделать вашу поездку максимально комфортной.

Питание на маршруте

Наша вкусная и питательная кухня не оставит вас равнодушными. По вашему желанию: вегетарианская, безглютеновая пища и т.п.

Уровни сложности

Готовы ли вы к одной из наших поездок? Каждому из наших приключений присваивается уровень сложности по типу поездки от 1 до 4.